Уважаемые коллеги, а также родители, бабушки и дедушки — все, кто занимается воспитанием детей! Эта страничка для вас.
Очевидно, что детские сказки должны не только развлекать ребёнка, но и развивать его. Будучи и педагогом, и детским психологом, я, конечно, стараюсь, чтоб мои сказки таким свойством обладали. На этой страничке я расскажу вам, какой воспитательный смысл, на мой авторский взгляд, имеет каждая написанная мной сказка. Надеюсь, что эта информация пригодится, в особенности воспитателям детских садиков. А если кому интересно узнать, как пишутся сказки, а также почитать фрагменты новых моих произведений — приходите ко мне в ЖЖ!
Сказка в стихах «Ананас»
Часто маленькие дети (а иногда и взрослые «дети») из-за невозможности немедленно получить ту или иную вещь утрачивают покой, страдают, хоть совершенно точно могут быть счастливы и без неё. Способность быть свободным от неумеренных желаний, легко отказываться от обладания той или иной вещью — очень важная способность, которая должна формироваться с детства.
Сказка «Ананас» — это маленькая прививка от такой зависимости.
Маленькая мышка жила себе очень счастливо в своей норке, пока не «заболела» желанием попробовать ананас. В любом желании нет ничего плохого, если оно не вырастает больше самой мышки. Когда же оно управляет «мышками», то тут и в лапы коту немудрено попасть. К тому же часто желание заставляет преувеличивать ценность желаемого. А получишь — окажется и не таким вкусным, и не таким интересным, как мечталось.
Переживая все злоключения с глупенькой маленькой героиней, дети на её примере учатся понимать всю неадекватность неумеренности желаний. Этот образ родители и воспитатели могут использовать всегда, когда «хочу» ребёнка становится причиной его страданий.
«Помнишь глупую мышку, которая хотела ананас, плакала, ночь не спала? — могут спросить родители ребёнка в подобной ситуации. — Если бы эта мышка была поумней, то сидела бы себе в норке и ела бы свои любимые кедровые орешки и как бы ей было хорошо! А ей показалось, что без ананаса счастья нету. Так и тебе сейчас кажется, что без (машинки, куклы, мороженного и т.д.) счастья нету, но это совсем не так. Правда же?»
В психологии есть понятие «здесь и сейчас», которое учит ценить каждое проживаемое мгновение. Вот мышка так и жила: радовалась друзьям, гостям, своим кедровым орешкам. Всегда можно найти повод порадоваться чему-то, что уже есть в жизни. Этому умению стоит учить детей с детства и сказка про мышку даёт материал, чтобы сформировать у детей нужные представления.
Вот такая психологическая составляющая в этой сказке.
Сказка в стихах «Кит, который всем мешал»
Эта сказка учит детей доброжелательности. Но легко быть доброжелательным, когда не нужно ничем делиться, и, наоборот, когда нужно поделиться, потесниться — часто в детском коллективе возникают ссоры. Я понимаю, как непросто воспитывать у деток привычку «не толкаться локтями», и надеюсь, что моя сказочка хоть немного в этом поможет.
Читая её ребятам, нужно акцентировать внимание на то, что кит ничего плохого никому не делал, просто ему нужно было отдохнуть в заливчике. Есть такая замечательная пословица: «В тесноте да не в обиде». Можно даже дать деткам почувствовать, как приятно иногда быть в тесноте, если все друг к другу относятся с теплом. Например, встать небольшими группками и предложить участникам группочек обняться.
Вывод такой: стыдно набрасываться с клешнями на того, кто не проявляет к тебе никакой агрессии. Вот и обитателям заливчика было потом очень-очень стыдно перед китом.
При чтении сказки дети, переживая за главного героя — кита, непроизвольно учатся понимать неадекватность немотивированной агрессии. И когда в группе возникают такие ситуации, можно использовать образы этой сказки для воспитательных бесед.
«Посмотри, ты очень начинаешь походить на жителей заливчика, когда они ни за что набросились на кита! Остынь, пока ты не натворил глупостей, за которые потом тебе будет стыдно!»
Ещё с помощью этой сказки можно вызвать интерес детишек к морским обитателям и их образу жизни. Рассказать про китов — удивительных животных, самых больших на нашей планете!
Конечно, желательно показать деткам всех участников сказки. Сейчас это легко сделать с помощью Интернета.
Если же в группе будет моя книжка, изданная в бумажном виде, то дети смогут познакомиться с героями с помощью иллюстраций.
Сонная сказка
Когда дети не хотят ложиться спать, плохо засыпают (по самым разным причинам), образы из этой сказки могут помочь родителям. Дети очень легко включаются в мир фантазии, этот мир для них — почти реальность. Когда ребёнок думает, что Фея сна, сонечки и спунечки — главные герои этой сказки — очень озабочены, чтобы конкретно он вовремя уснул — ему интересней и приятней засыпать. Слушая, как эти волшебные существа помогаю засыпать мальчикам и девочкам в сказке, дети будут подражать этим примерам, потому что быть вовлеченным в сказочный мир — это очень приятно!
Эта сказка также призвана убирать небольшие детские «тревожки», ведь в ней создан очень заботливый по отношению к деткам мир. Сказочные герои сонного царства, часы, коты, а главное — мамы — все спешат просто окутать детей заботой, любовью и уложить их спать. Иногда ребёнку именно такого ощущения не хватает, чтобы успокоиться пред сном.
И добавляют успокоительный элемент включённые в сказку колыбельные: песенка-баюшка кота и мамина колыбельная, которые мамы могут подпевать.
Сонная сказка рассчитана на прослушивание перед ночным сном, а это возможно только тогда, если родители будут знакомы с сайтом. Задача же воспитателя в этом случае — поделиться с родителями информацией. Для более простого и удобного способа я приготовила объявление, которое можно будет распечатать и повесить в группах. Войти на страничку с объявлением можно через картинку к сказке, «кликнув» на эту картинку.
Сказка в стихах «Что стряслось с грузовичком»
Это история о том, как желание быть нужным, востребованным и любимым может мешать разбираться в окружающих и заставлять выполнять таких вот грузовичков просьбы и требования разных манипуляторов.
Этот образ очень близок мне самой, поскольку всё своё раннее детство я и была таким «грузовичком». Желая угодить друзьям и многочисленным троюродным сёстрам и братьям, я тихонько выносила из дома разные вещи, а потом мне, конечно же, доставалось.
На примере незадачливой машины дети будут учиться понимать ситуации, когда корыстные или безалаберные «друзья» могут привести к «аварии».
Читая эту сказку ребятам, нужно делать акцент на то, что никогда не нужно нарушать важных правил, даже если другие хотят этого от тебя. Вот грузовичок нарушал ПДД и к чему это привело!
А ещё нужно поговорить с детками о том, что если близкие и любящие тебя люди иногда и бывают неправы, не нужно спешить «убегать» от них, как это сделал грузовичок, обидевшись на Вову. И что, конечно, нужно уметь прощать тех, кто тебя любит, как это сделал грузовичок. Он легко простил своего лучшего на свете Вовочку, потому что ошибаться могут все, даже любящие родители иногда могут ошибаться в отношениях со своими детьми, но они их всегда очень любят. Нужно это всегда помнить.
И ещё эта сказка о том, что в мире есть очень много замечательных людей, готовых помочь просто так, от души. И как хорошо дружить именно с такими людьми!
Сказка в стихах «Как Мишутка стал артистом»
Сказка в стихах «Две лягушки и свистулька»